44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель дисциплины: формирование способности к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы на основе знаний причин и основных симптомов заболеваний зрения у детей, лечения данной патологии, к консультированию родителей и педагогов по проблемам профилактики нарушений зрения в процессе воспитания и обучения детей.
- Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к дисциплине по выбору и входит в состав вариативной части ООП.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ПК- 1,2,3,6,10.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основы офтальмологической помощи детям;
- систему специализированных дошкольных учреждений и школ-интернатов для детей с нарушением зрения;
- задачи и функции специализированных детских садов и школ для детей с нарушением зрения;
- показания и порядок направления детей в дошкольные учреждения и школы-интернаты для детей с нарушениями зрения;
- основные анатомические структуры органов зрения у детей;
- основные физиологические функции органов зрения у детей;
- значимость состояния зрительного аппарата и соответственно зрительного восприятия и всей сигнальной системы в целом для развития ребенка;
- возрастные особенности органов зрения у детей;
- общие и специфические свойства органов зрения при их нормальном состоянии и при патологии;
- основные причины нарушений зрения у детей;
- основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушениях зрения у детей;
- основные задачи по использованию офтальмо – гигиенических рекомендаций в процессе воспитания и обучения детей;
- основные задачи по медицинскому контролю над зрительной работой;
- методологические подходы, принципы гигиены и охраны зрения дошкольников, познакомить студентов с условиями развития детей в условиях специальных (коррекционных) дошкольных учреждений компенсирующего вида.
Уметь:
- определять диагностические и прогностические показатели развития детей с нарушениями зрения, в соответствии с возрастными особенностями;
- анализировать данные исследования зрительных функций;
- планировать и проводить занятия с использованием офтальмо-гигиенических рекомендаций у дошкольников;
- подбирать индивидуальный дидактический материал, тифлотехнические средства коррекции с учетом офтальмо-гигиенических рекомендаций для проведения занятий;
- использовать тифлотехнические средства индивидуального и коллективного пользования с учётом офтальмо-гигиенических рекомендаций;
- использовать данные клинико – психолого – педагогического обследования в общей характеристики ребенка с целью создания целостной картины развития, определения основных проблем и компенсаторных возможностей, а также обоснования коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих максимальное развитие потенциальных возможностей;
- использовать рациональный выбор коррекционно-образовательных программ на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушением зрения.
Владеть:
- приемами выполнения основных лечебных процедур, используемых в офтальмологии;
- навыками по оказанию первой доврачебной помощи при патологии органов зрения;
- применение методик психолого-педагогического обследования;
- анализа материалов обследования с целью диагностики;
- оценки результатов индивидуальной или групповой деятельности обучаемых;
- владеть методами функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном изучении детей со зрительными нарушениями;
- владеть навыками взаимодействия с родителями детей;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессы социализации и профессиональное самоопределение лиц с нарушением зрения.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы(72 часа).
- Семестры: 7 семестр.
- Основные разделы дисциплины:
1 раздел: Основы организации гигиены, охраны зрения и офтальмологической помощи детям.
2 раздел: Анатомо-физиологические особенности органа зрения у детей.
3 раздел: Офтальмо – гигиенические рекомендации в соответствии с состоянием органа зрения.
4 раздел: Вопросы гигиены и охраны зрения у детей.