1.Цель дисциплины: дисциплина направлена на формирование способности и готовности ведения профессиональной деятельности в области психологического сопровождения трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части дисциплин направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Специальная психология».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ПК-1, ПК-2, ПК-3; ПК-6; ПК-10.
- – способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);
- – готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);
- – готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3);
- – способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);
- – способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать:
- – концептуальные подходы к развитию лиц с умственной отсталостью как субъектов трудовой деятельности;
- – основы психологии труда и этапы развития субъекта труда;
- – требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в предметной области «Технология»;
- – критерии готовности учащихся выпускных классов к выбору профессии;
– уметь:
- – анализировать взаимосвязь и устанавливать преемственность компонентов производственной сферы приемлемых для трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
- – разрабатывать «Карты динамического наблюдения» и «Дневники индивидуального сопровождения трудовой деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития»;
- – отслеживать динамику адаптации лиц с умственной отсталостью к «роли работника»;
- – проектировать профориентационную работу с обучающимися с умственной отсталостью;
- – проводить мониторинг запросов рынка труда и подбирать наиболее перспективные производственные сферы трудовой реабилитации обучающихся с умственной отсталостью;
- – подбирать критерии для выявления готовности обучающихся выпускных классов к выбору профессии на основе индивидуальных предпочтений обучающихся;
- – планировать работу по оказанию помощи родителям в вопросах трудовой и социальной реабилитации умственно отсталых детей;
– владеть:
- – навыками анализа специальной методической литературы в области психологического сопровождения трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью, поиска научно-практической информации в среде ИКТ;
- – приемами и способами организации психологического сопровождения трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
- – навыками анализа модели формирования субъекта трудовой деятельности и осуществлением психологической коррекции ее компонентов на основе индивидуальных предпочтений обучающихся;
- – подбором диагностических материалов для исследования готовности учащихся выпускных классов к выбору профессии;
- – методиками выявления личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов обучающихся с умственной отсталостью;
- – приемами и способами самоанализа и самооценки результатов своей учебно-образовательной деятельности в области психологического сопровождения трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5.Семестры: 2.
6.Основные разделы дисциплины:
- Концептуальные подходы к развитию лиц с умственной отсталостью как субъектов трудовой деятельности.
- Модель формирования субъекта трудовой деятельности и психологическая коррекция ее компонентов у лиц с умственной отсталостью.
- Отслеживание динамики адаптации лиц с умственной отсталостью к «роли работника.
- Проектирование профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью.
7.Автор(ы):