- Цель дисциплины: развитие способности проводить психолого-педагогическое консультирование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушениями слуха, формирование готовности использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, в практике консультативной и учебно-воспитательной работы.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части модуля по выбору «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением слуха».
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
– готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);
– способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– особенности проведения психолого-педагогического консультирования по вопросам обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей разного возраста;
– основные причины обращения за консультативной помощью педагогов и родителей глухих и слабослышащих детей;
– актуальные проблемы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, способы решения этих проблем в практике психолого-педагогической работы;
– этапы проведения и основные процедуры психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с нарушением слуха;
– приемы установления контакта при проведении психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;
– способы и формы проведения психолого-педагогического консультирования педагогов и родителей детей с нарушениями слуха;
уметь:
выделять цели и задачи психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в конкретных случаях;
осуществлять выбор диагностических методик для использования в практике психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей;
определять сущность и причины проблем в обучении и воспитании глухих и слабослышащих детей;
формулировать практические рекомендации по актуальным вопросам воспитания и обучения дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников с нарушениями слуха;
владеть:
навыками поддержания консультативного контакта с педагогами и родителями детей с нарушением слуха;
навыками создания благоприятного психотерапевтического климата в условиях проведения психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;
навыками и приемами общения, которые могут использоваться в процессе психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей;
навыками анализа конкретных ситуаций практики психолого-педагогического консультирования по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
- Семестр: 7.
- Основные разделы дисциплины:
- Психолого-педагогическое консультирование по актуальным проблемам обучения и воспитания глухих детей.
- Психолого-педагогическое консультирование по актуальным проблемам обучения и воспитания слабослышащих детей.
Автор рабочей программы дисциплины: Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»