- Цель дисциплины: развитие умений и навыков организации консультативной работы и профессионально-прикладной компетенции, необходимой для проведения психолого-педагогического консультирования в образовательных организациях для детей с нарушением слуха.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части модуля по выбору «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением слуха».
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующей компетенции:
– готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– методы консультирования, особенности организации психолого-педагогического консультирования, специальные требования к его проведению в образовательных организациях для детей с нарушением слуха;
– требования к обстановке и ситуации проведения психолого-педагогического консультирования, к профессиональной подготовке, личности и деятельности консультанта;
– причины обращения за консультативной помощью в образовательных организациях для детей с нарушением слуха, основные типы критических ситуаций;
– этапы организации психолого-педагогического консультирования, особенности и техники консультирования на разных этапах его проведения в образовательных организациях для детей с нарушением слуха;
– особенности разных направлений консультирования и использования их подходов в практике психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в образовательных организациях;
– цели и задачи организации психолого-педагогического консультирования в системе образования лиц с нарушениями слуха;
– условия результативности психолого-педагогического консультирования в системе образования лиц с нарушениями слуха;
– требования к проведению диагностики в процессе психолого-педагогического консультирования в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха;
уметь:
– определять сущность и причину затруднений в развитии, воспитании и обучении ребенка с нарушенным слухом;
– приводить и анализировать примеры из консультативной практики в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха, выделять цели и задачи психолого-педагогического консультирования в конкретных случаях;
– выделять основные этапы и процедуры психолого-педагогического консультирования в системе образования лиц с нарушениями слуха;
– обосновывать выбор диагностических тестов для использования в практике психолого-педагогического консультирования в системе образования лиц с нарушениями слуха;
– формулировать практические рекомендации в соответствии с требованиями к организации психолого-педагогического консультирования в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха;
владеть:
– навыками общения в процессе психолого-педагогического консультирования, приемами установления и поддержания консультативного контакта с детьми, имеющими нарушения слуха, и их родителями;
– навыками анализа конкретных ситуаций практики психолого-педагогического консультирования в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха;
– навыками участия в ролевом взаимодействии, моделирующем процесс консультативной работы в системе образования лиц с нарушениями слуха;
– навыками и практическими действиями по интерпретации психологического смысла вербальных и невербальных реакций;
– навыками определения практических рекомендаций, направленных на решение типичных проблем воспитания и психического развития лиц с нарушениями слуха.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
- Семестр: 5.
- Основные разделы дисциплины:
- Цели, задачи и условия проведения психолого-педагогического консультирования в образовательных организациях для детей с нарушением слуха.
- Этапы психолого-педагогического консультирования в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха.
Автор рабочей программы дисциплины: Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»