1.Цель освоения дисциплины: развитие у студентов понимания феноменов развития, личности, детства в социокультурном контексте этнических и локальных традиций.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ОК-8; ОПК-9.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные теоретические обоснования исследований личности и антропологии в контексте культуры;
- направления и методы исследования самосознания и системы отношений личности в соотношении с реалиями бытия;
- психологические особенности обыденного сознания и специфику проявления мифологических основ сознания в разных культурных контекстах;
- основные концепции и идеи по исследованию истории и культуры детства.
уметь:
- фиксировать и интерпретировать социокультурные детерминанты развития и бытия личности;
- выявлять культурные средства и нормы, определяющие образ мира, образ себя в мире, систему поступков человека;
- работать со специальной литературой, в том числе непсихологического профиля, но при этом извлекать из нее сведения, важные педагогу-психологу;
- рассматривать конкретные феномены традиционной культуры;
- вести собирательскую работу в области фольклористики и этнографии.
владеть:
- способностью к учету в психологической работе социокультурных особенностей;
- навыком рассмотрения особенностей личности в соотношении с контекстом ее развития и бытия;
- опытом интерпретаций обрядовых ситуаций, сопровождающих жизненный путь человека и регламентирующих взаимодействие человека с миром, с другими людьми, с самим собой;
- способностью изучать конкретные вопросы по истории и культуре детства в логике социальной антропологии;
- навыками сбора и атрибуции полевого материала.
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 з. е. (36 ч.).
5.Семестр: 7
6.Основные разделы:
- Социокультурная психология и антропология: основные понятия, история развития теории и практики исследований.
- Социокультурные контексты развития и бытия личности.
- Жизненный путь личности: социокультурные детерминанты.
- Образ мира и образ себя в мире в различных культурных традициях.
- Собирательская работа в области фольклористики и этнографии.
7.Автор: Обухов Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, as.obukhov@mpgu.edu