Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Теории развития в возрастной и специальной психологии» Б.1.В.ДВ.1.

  1. Цель дисциплины – подготовка студентов к осуществлению профессиональной деятельности в области возрастно-психологического консультирования и диагностики. С этой целью важным является вопрос о формировании представлений о специфике развития человека на разных этапах онтогенеза в различных ситуациях онтогенетического развития.
  2. Место дисциплины в структуре ОП. Дисциплина «Теории развития в возрастной и специальной психологии» относится к вариативной части модуля «Дисциплины по выбору».

Для освоения дисциплины «Теории развития в возрастной и специальной психологии» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Специальная педагогика и психология», «Система психологической помощи в специальном образовании».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Психология лиц с ОВЗ», дисциплин модуля «Технологии и/или методики изучения, образования и реабилитации детей и взрослых с ОВЗ», дисциплин по выбору, а также для прохождения непрерывной педагогической практики.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

  • ПК-1 – способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
  • ПК-2 – готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;
  • ПК-3 – готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ;
  • ПК-6 – способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
  • ПК-10 – способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

– об основных теориях, объясняющих нормативное и аномальное развитие;

– теоретические представления о феномене развития личности в зарубежной и отечественной психологической науке;

– о возрастных периодизациях, о психологическом содержании возрастных этапов;

– о психологических проблемах каждого возрастного периода.

уметь:

– пользоваться рядом методик, диагностирующих психические особенности человека на разных этапах развития в норме и при нарушениях;

– навыки консультативной работы с психологическими проблемами на каждом этапе развития;

– навыки психопрофилактической работы.

владеть:

– навыками применения диагностического инструментария;

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
  2. Семестры: 5.
  3. Основные разделы дисциплины:
  • Категория “развитие” в психологической науке.
  • Нормативное и аномальное развитие в исследованиях зарубежных психологов.
  • Нормативное и аномальное развитие в исследованиях отечественных психологов.

Автор: Нурлыгаянов Ильшат Назифович, канд.псих.наук, доцент, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ