- Цель дисциплины – подготовка студентов к осуществлению профессиональной деятельности в области возрастно-психологического консультирования и диагностики. С этой целью важным является вопрос о формировании представлений о специфике развития человека на разных этапах онтогенеза в различных ситуациях онтогенетического развития.
- Место дисциплины в структуре ОП. Дисциплина «Теории развития в возрастной и специальной психологии» относится к вариативной части модуля «Дисциплины по выбору».
Для освоения дисциплины «Теории развития в возрастной и специальной психологии» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Специальная педагогика и психология», «Система психологической помощи в специальном образовании».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Психология лиц с ОВЗ», дисциплин модуля «Технологии и/или методики изучения, образования и реабилитации детей и взрослых с ОВЗ», дисциплин по выбору, а также для прохождения непрерывной педагогической практики.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
- ПК-1 – способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
- ПК-2 – готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;
- ПК-3 – готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ;
- ПК-6 – способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
- ПК-10 – способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
– об основных теориях, объясняющих нормативное и аномальное развитие;
– теоретические представления о феномене развития личности в зарубежной и отечественной психологической науке;
– о возрастных периодизациях, о психологическом содержании возрастных этапов;
– о психологических проблемах каждого возрастного периода.
уметь:
– пользоваться рядом методик, диагностирующих психические особенности человека на разных этапах развития в норме и при нарушениях;
– навыки консультативной работы с психологическими проблемами на каждом этапе развития;
– навыки психопрофилактической работы.
владеть:
– навыками применения диагностического инструментария;
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
- Семестры: 5.
- Основные разделы дисциплины:
- Категория “развитие” в психологической науке.
- Нормативное и аномальное развитие в исследованиях зарубежных психологов.
- Нормативное и аномальное развитие в исследованиях отечественных психологов.