- Цель дисциплины.
-Создание условий для оптимального певческого и эстетического развития каждого обучающегося через общение с вокально-хоровой музыкой;
-Изучение основных теоретических положений вокального исполнительства, принципов работы над интонацией;
-Воспитание интонационного и гармонического слуха ;
-Знакомство с разными вокальными жанрово-стилевыми направлениями;
-Освоение элементарных навыков владения основами вокально-хоровой звучности, методическими приёмами работы над строем, ансамблем, нюансами.
- Место дисциплины в структуре ООП.
В тесном взаимодействии с базовыми модулями дисциплины «Элементарного музицирования»: «Музицирование по моделям орф-педагогики» и «Музицирование по моделям вальдорф-педагогики» курс «Вокальные технологии в орф-педагогике», опираясь на игровые и творческие подходы, продолжает “Элементарное музицирование” как интеграцию искусств с акцентом на хоровое пение и вокал. Движение и игра на музыкальных инструментах остаются также частью этого курса.
- Требования к результатам освоения дисциплины.
Дисциплина (модуль) «Вокальные технологии в орф-педагогике» направлена на формирование следующих компетенций студента:
–владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
-способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
-способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4);
-готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
-способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);
-способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
-способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
-способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: сущность понятий: единорегистровый способ образования звука и высокая позиция звучания; певческое дыхание, бесшумный вдох и плавный длительный выдох; различные атаки звука( преимущественно мягкая атака), опора звука; певческую артикуляцию и чёткую дикцию( ровное, округлённое звучание гласных и активное произношение согласных звуков), орфоэпию.
Уметь: проводить интерпретационный анализ музыкального материала, осуществлять художественно-техническое воплощение композиторского замысла, в короткие сроки эскизно разучивать музыкальный материал, воплощать художественные образы вокальных произведений, владеть различными способами звукоизвлечения.
- Общая трудоемкость дисциплины. составляет 2 зачетные единицы(72 часа).
- Семестры. 1; 2.
- Основные разделы дисциплины.
Содержание, методы и формы работы развития интонации и слуха.
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.
Вокальные произведения разных жанров.
Дикция. Артикуляция.
Движение под музыку. Пластическое интонирование.
Каноны; 2-х голосие.
Пение а capella; с сопровождением.
Строй. Ансамбль.
Музыка моего тела. Звучащие жесты.
Автор: ст. преп. каф. психологической антропологии МПГУ Никитина Л.А., lilyakitya@mail.ru