44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
1.Цель освоения дисциплины:
раскрыть своеобразие эмоционально-волевого и личностного развития, особенности становления межличностного взаимодействия детей с разными отклонениями в психофизическом развитии со взрослыми и сверстниками; сформировать представления о содержании коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию дошкольников с ОВЗ.
2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина входит в вариативную часть «Блока 1. Дисциплины» и является дисциплиной по выбору. Ее освоение является логическим продолжением знакомства с профессиональными аспектами деятельности учителя-дефектолога, заложенными в ходе изучения ряда курсов, представленных в модуле «Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ».
Данный спецкурс входит в целостную систему подготовки бакалавров для работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Изучение данного курса наряду с такими дисциплинами, как дошкольная олигофренопсихология и олигофренопедагогика, сурдопсихология и сурдопедагогика, тифлопсихология и тифлопедагогика; воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально –волевой сферы и поведения, психолого-педагогическая диагностика, методики воспитания и обучения дошкольников с проблемами в развитии позволяет сформировать представление о содержании работы по абилитации, адаптации и реабилитации в различных институциональных условиях.
Курс строится на межпредметной основе, базируясь на имеющиеся знания о характере влияния первичных дефектов на социальный статус ребенка, его поведенческие и личностные особенности.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-10.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- возрастные закономерности, характеризующие развитие эмоционально-волевой сферы, личности, межличностных отношений в период дошкольного возраста;
- общие и специфические особенности социально-коммуникативного развития при различных видах дизонтогенеза;
- содержание, методы и приемы изучения особенностей социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте;
- технологии социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
уметь:
- проводить изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- анализировать полученные в ходе психолого-педагогического изучения данные о состоянии социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ с целью определения содержания, методов и приемов коррекционно – педагогического воздействия;
- осуществлять социально-коммуникативное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
владеть навыками:
- в области психолого-педагогической диагностики особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ;
- в области коррекционно-педагогической работы, направленной на социально-коммуникативное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5.Семестр: 4
6.Основные разделы дисциплины:
- Эмоционально-волевое развитие и становление личности в дошкольном возрасте.
- Психолого-педагогическое изучение эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников.
- Особенности формирования социально-личностных качеств и поведения при отклонениях в психофизическом развитии.
- Сущность и значение социальной адаптации и реабилитации дошкольников с отклонениями в развитии.
- Роль взрослых в процессе социализации детей с отклонениями в развитии.
- Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию.
- Методы и средства социального развития дошкольников.
- Деятельность как основное условие социального развития.
- Организация работы по социальному воспитанию дошкольников
7. Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):
Кроткова Алевтина Владимировна, профессор, кандидат педагогических наук, доцент