44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель освоения дисциплины:
Формирование у студентов профессиональных ориентировок в области нормативно-правовых основ специального и инклюзивного образования.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (дисциплина по выбору).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин модуля “Основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога”. Дисциплина изучается одновременно с дисциплинами модуля «Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ» и «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ».
- Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-2. Способен участвовать в разработке и реализовывать основные и дополнительные образовательные программы, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
ОПК-4. Способен осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать:
Историю становления, основные этапы специального образования и его нормативно-правовой базы.
Федеральные нормативно-правовые акты, определяющие обеспечение специального и инклюзивного образования в России.
- уметь:
Ориентироваться в нормативно-правовых актах Московского региона, рассматривающих вопросы обеспечения специального и инклюзивного образования.
Ориентироваться в документационном обеспечении работы специалистов.
- владеть:
Алгоритмами разработки должностных инструкций специалистов коррекционного профиля и положений об организации коррекционно-педагогической работы в группах разной направленности.
Технологией составления ИОМ и ИОП для ребенка с ОВЗ детском саду и начальной школе в условиях инклюзии.
- Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет __1_ зачетных единиц (_36__ часа).
- Семестр:
8 семестр, 4 курс
- Основные разделы дисциплины:
- История становления, основные этапы специального образования и его нормативно-правовой базы
- Федеральные нормативно-правовые акты, определяющие обеспечение специального и инклюзивного образования в России: история, современное состояние, проблемы.
- Нормативно-правовые акты Московского региона, рассматривающие вопросы обеспечения специального и инклюзивного образования.
- Должностные обязанности специалистов коррекционного профиля и особенности организации коррекционно-педагогической работы в группах разной направленности, на дефектологических и логопедических пунктах.
- Документационное обеспечение работы специалистов. Особенности составления ИОМ и ИОП для ребенка с ОВЗ детском саду и начальной школе в условиях инклюзии.
Автор: Микляева Н.В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии МПГУ.