44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель освоения дисциплины:
Формирование у студентов профессиональных компетенций в области обучения конструированию детей с отклонениями в развитии.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Обучение конструированию детей с ОВЗ» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (дисциплина по выбору).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и специальная психология», «Общая и специальная педагогика». Дисциплина изучается одновременно с дисциплинами модуля «Методики воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
- Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
- готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
- способности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- значение конструирования для нравственного, умственного, речевого и эстетического воспитания дошкольников с ОВЗ;
- задачи обучения конструированию детей младшего и старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- организационное содержание руководства творческим конструированием детей с ОВЗ, воспитывающихся в семье и ДОО;
- критерии анализа уровня развития конструкторской деятельности дошкольников с ОВЗ.
уметь:
- характеризовать особенности конструктивной деятельности детей с ОВЗ разных возрастных групп;
- раскрывать задачи, методы и приемы обучения конструированию родителей и педагогического коллектива ДОО;
- организовать систему работы по развитию и формированию конструктивной деятельности воспитанников с ОВЗ в ДОО;
- составлять алгоритм развивающих педагогических воздействий на основе конструирования, максимально учитывающий индивидуальные особенности детей с ОВЗ.
владеть:
- диагностикой конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ и уровня подготовки воспитателей к осуществлению руководства конструированием;
- применять инновационные технологии обучения творческому конструированию на основе координационных связей между специалистами ДОО.
- Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2_ зачетных единиц (_72__ часа).
- Семестр:
3 семестр, 2 курс
- Основные разделы дисциплины:
1. Теоретические основы развития конструктивной деятельности и обучения конструированию.
2. Методологические подходы и методические основы обучения конструированию детей с ОВЗ
3. Специфика разных видов конструкторской деятельности
4. Методика обучения конструированию в младшей и средней возрастной группе.
5. Методика обучения конструированию в старшей и подготовительной к школе группе.
6. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности с помощью ЛЕГО
7. Особенности организации компьютерного конструирования
8. Экспертиза конструирования детей с ОВЗ в ДОО.
- Автор:
Микляева Н.В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии МПГУ.