44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель освоения дисциплины:
сформировать представления о клиническом многообразии нарушений опорно-двигательного аппарата; общих и специфических особенностях психомоторного развития дошкольников и школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; об организационных формах, содержании и технологиях коррекционно-педагогической работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с церебральным параличом, воспитывающихся в различных образовательных и иных организациях.
- Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата.
Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин, входит в дисциплины по выбору
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
(ПК-2); (ПК-1); (ПК-3), (ПК-6); (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
теоретические и методические аспекты изучения и развития детей с ОДА; общие и специфические закономерности психофизического развития детей с нарушениями ОДА ; принципы коррекционной и психолого-педагогической помощи детям с нарушением ОДА; этиопатогенез и механизмы нарушений ОДА; личностные и профессиональные качества, необходимые специалистам; основные технологии в специальном образовании детей с нарушением ОДА.
Уметь:
- сформировать представления о содержании и технологиях психолого-педагогического изучения и коррекции особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Пользоваться с методическими подходами к разработке адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с актуальными нормативными актами.
Владеть:
методами диагностики, профилактики и коррекции нарушений ОДА; личностными качествами, позволяющими взаимодействовать с педагогами и родителями; методами дифференциальной диагностики сенсомоторных, речевых и интеллектуальных нарушений; навыками использования инновационных технологий, воспитательной деятельности; методами психолого-педагогического анализа образовательных систем.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
- Семестры: 7.
- Основные разделы дисциплины: Введение в проблему. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика категории «лица с нарушениями ОДА». Действующая система помощи лицам с НОДА. Особенности психического развития и основные направления психолого-педагогической реабилитации лиц с НОДА (ДЦП). Общая характеристика особенностей психического развития лиц с ДЦП. Структура и степень выраженности двигательного нарушения. Двигательная реабилитация лиц с ДЦП. Дети с ЦП раннего возраста (особенности развития, коррекционная работа). Эмоционально-личностное развитие и социальное воспитание лиц с ДЦП. Умственное развитие детей и школьников с ДЦП. Развитие речи и коррекция речевых нарушений при ДЦП. Двигательная и психологическая готовность к овладению разными видами деятельности. Психолого-педагогическая диагностика и изучение особенностей развития лиц с НОДА. Проектирование АООП для ребенка с НОДА.