1.Цель освоения дисциплины:
формирование у студентов профессиональной компетентности в области организации социально-педагогической работы с лицами, имеющими нарушения слуха, в условиях специальных и общеобразовательных организаций, реабилитационных центров для лиц с ОВЗ.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Социально-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения слуха» относится к модулю по выбору студента «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в образовательных организациях» вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.7.2.1.).
Для освоения дисциплины «Социально-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения слуха» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Сурдопедагогика», «Сурдопсихология».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ (с нарушениями слуха), к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями слуха (ПК-4);
- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ (с нарушением слуха), их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);
- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с организациями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ (с нарушениями слуха) и их семьями (ПК-13);
- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- социальные проблемы лиц с нарушениями слуха и их ближайшего окружения;
- основные направления социально-педагогической работы с лицами с нарушениями слуха и особенности ее проведения в различных организациях (специального и инклюзивного образования, реабилитации лиц с нарушением слуха), в общественных организациях, работающих с лицами с ОВЗ;
- нормативно-правовую базу профессиональной деятельности;
уметь:
- организовывать все этапы социально-педагогической работы, начиная с диагностики проблемы, прогнозирования, планирования, составления индивидуальной программы решения и заканчивая рефлексией полученных результатов;
- разрабатывать и проводить мероприятия по различным направлениям социально-педагогической работы;
владеть:
- навыками взаимодействия с субъектами социально-педагогической деятельности;
- навыками ведения соответствующей документации.
5.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
6. Семестр: 7
7. Основные разделы дисциплины:
- Основы социальной педагогики в подготовке сурдопедагога
- Лица с нарушениями слуха и их социальные проблемы
- Социально-педагогическая работа с обучающимися в условиях образовательных организаций
- Социально-педагогическая работа с лицами с нарушенным слухом в различных организациях
Авторы:
Речицкая Е.Г., профессор, к.п.н., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики,
Большакова Е.А., доцент кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики