1.Цель освоения дисциплины: формирование у студентов профессиональной компетентности в области организации работы по профориентации лиц с нарушениями слуха.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Технологии профессиональной ориентации лиц с нарушениями слуха» относится к модулю по выбору студента «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в образовательных организациях» вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.7.2.2.).
Для освоения дисциплины «Технологии профессиональной ориентации лиц с нарушениями слуха» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Сурдопедагогика», «Сурдопсихология».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3.Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ПК- 1 способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
ПК- 2 осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
ПК- 3 готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
4.В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические и методические аспекты организации профориентационной работы с лицами с нарушениями слуха;
- основные направления и современные технологии, используемые в профориентационной работе;
- принципы подбора и разработки соответствующих технологий для решения конкретных задач в работе по профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха;
уметь:
- анализировать возможности различных профориентационных методов и технологий в работе с лицами с нарушениями слуха;
- организовывать и проводить профдиагностику лиц с нарушением слуха для оценки профессиональной пригодности и ограничений при определении рекомендаций в выборе профессии;
- осуществлять профконсультативную деятельность с обучающимися с нарушением слуха в сфере профессионального самоопределения;
владеть:
- навыками реализации в профессиональной ориентации личностно-социально-ориентированного подхода к лицам с нарушениями слуха с учетом их интересов и возможностей;
- навыками планирования, организации и проведения уроков, внеклассных занятий, внешкольных мероприятий по развитию профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями слуха;
- навыками рефлексии собственной профессионально-педагогической деятельности;
- навыками учета особенностей психофизического развития, особых потребностей, интересов лиц с нарушениями слуха в процессе консультирования самих обучающихся, их родителей и педагогов по проблемам жизненного и профессионального самоопределения;
- навыками проектирования комплекса соответствующих мер в профпросвещении, профдиагностике, профвыбору при организации психолого-педагогической поддержки лиц с нарушением слуха в области профессионального самоопределения и организации взаимодействия между участниками данной работы.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
- Семестр 8
- Основные разделы дисциплины
- Теоретические основы профессиональной ориентации
- Психологические аспекты профессионального самоопределения
- Проблемы выбора профессии у лиц с нарушениями слуха
- Содержание и организация работы по профессиональной ориентации обучающихся с нарушенным слухом
Авторы программы
Речицкая Е.Г., профессор, к.п.н., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Большакова Е.А., доцент кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики