Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Аннотация рабочей программы дисциплины «Психологическое сопровождение трудовой деятельности лиц с ОВЗ»

1.Цель дисциплины: дисциплина направлена на формирование способности и готовности ведения профессиональной деятельности в области психологического сопровождения трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части дисциплин направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Специальная психология».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

ПК-1, ПК-2, ПК-3; ПК-6; ПК-10.

  • – способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);
  • – готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);
  • – готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3);
  • – способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);
  • – способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

– знать:

  • – концептуальные подходы к развитию лиц с умственной отсталостью как субъектов трудовой деятельности;
  • – основы психологии труда и этапы развития субъекта труда;
  • – требования ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью в предметной области «Технология»;
  • – критерии готовности учащихся выпускных классов к выбору профессии;

– уметь:

  • – анализировать взаимосвязь и устанавливать преемственность компонентов производственной сферы приемлемых для трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
  • – разрабатывать «Карты динамического наблюдения» и «Дневники индивидуального сопровождения трудовой деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития»;
  • – отслеживать динамику адаптации лиц с умственной отсталостью к «роли работника»;
  • – проектировать профориентационную работу с обучающимися с умственной отсталостью;
  • – проводить мониторинг запросов рынка труда и подбирать наиболее перспективные производственные сферы трудовой реабилитации  обучающихся с умственной отсталостью;
  • – подбирать критерии для выявления готовности обучающихся выпускных классов к выбору профессии на основе индивидуальных предпочтений обучающихся;
  • – планировать работу по оказанию помощи родителям в вопросах  трудовой и социальной реабилитации умственно отсталых детей;

– владеть:

  • – навыками анализа специальной методической литературы в области психологического  сопровождения трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью, поиска научно-практической информации в среде ИКТ;
  • – приемами и способами организации психологического сопровождения трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
  • – навыками анализа модели формирования субъекта трудовой деятельности и осуществлением  психологической коррекции ее компонентов  на основе индивидуальных предпочтений обучающихся;
  • – подбором диагностических материалов для исследования готовности учащихся выпускных классов к выбору профессии;
  • – методиками выявления личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов обучающихся с умственной отсталостью;
  • – приемами и способами самоанализа и самооценки результатов своей учебно-образовательной деятельности в области психологического сопровождения трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

5.Семестры: 2.

6.Основные разделы дисциплины:

  1. Концептуальные подходы к развитию лиц с умственной отсталостью как субъектов трудовой деятельности.
  2. Модель формирования субъекта трудовой деятельности и психологическая коррекция ее компонентов у лиц с умственной отсталостью.
  3. Отслеживание динамики адаптации лиц с умственной отсталостью к «роли работника.
  4. Проектирование профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью.

7.Автор(ы):

Тушева Е.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ.