Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Социокультурная психология и антропология»

1.Цель освоения дисциплины: развитие у студентов понимания феноменов развития, личности, детства в социокультурном контексте этнических и локальных традиций.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к  дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

ОК-8; ОПК-9.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные теоретические обоснования исследований личности и антропологии в контексте культуры;
  • направления и методы исследования самосознания и системы отношений личности в соотношении с реалиями бытия;
  • психологические особенности обыденного сознания и специфику проявления мифологических основ сознания в разных культурных контекстах;
  • основные концепции и идеи по исследованию истории и культуры детства.

уметь:

  • фиксировать и интерпретировать социокультурные детерминанты развития и бытия личности;
  • выявлять культурные средства и нормы, определяющие образ мира, образ себя в мире, систему поступков человека;
  • работать со специальной литературой, в том числе непсихологического профиля, но при этом извлекать из нее сведения, важные педагогу-психологу;
  • рассматривать конкретные феномены традиционной культуры;
  • вести собирательскую работу в области фольклористики и этнографии.

владеть:

  • способностью к учету в психологической работе социокультурных особенностей;
  • навыком рассмотрения особенностей личности в соотношении с контекстом ее развития и бытия;
  • опытом интерпретаций обрядовых ситуаций, сопровождающих жизненный путь человека и регламентирующих взаимодействие человека с миром, с другими людьми, с самим собой;
  • способностью изучать конкретные вопросы по истории и культуре детства в логике социальной антропологии;
  • навыками сбора и атрибуции полевого материала.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 з. е. (36 ч.).

5.Семестр: 7

6.Основные разделы:

  • Социокультурная психология и антропология: основные понятия, история развития теории и практики исследований.
  • Социокультурные контексты развития и бытия личности.
  • Жизненный путь личности: социокультурные детерминанты.
  • Образ мира и образ себя в мире в различных культурных традициях.
  • Собирательская работа в области фольклористики и этнографии.

 

7.Автор: Обухов Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУas.obukhov@mpgu.edu