Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Аннотация по программе рабочей дисциплины «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ»

44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”

1.Цель освоения дисциплины:

раскрыть своеобразие эмоционально-волевого и личностного развития, особенности становления межличностного взаимодействия детей с разными отклонениями в психофизическом развитии со взрослыми и сверстниками; сформировать представления о содержании коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию дошкольников с ОВЗ.

2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина входит в вариативную часть «Блока 1. Дисциплины» и является дисциплиной по выбору. Ее освоение является логическим продолжением знакомства с профессиональными аспектами деятельности учителя-дефектолога, заложенными в ходе изучения ряда курсов, представленных в модуле «Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ».

Данный спецкурс входит в целостную систему подготовки бакалавров для работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Изучение данного курса наряду с такими дисциплинами, как дошкольная олигофренопсихология и олигофренопедагогика, сурдопсихология и сурдопедагогика, тифлопсихология и тифлопедагогика; воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально –волевой сферы и поведения, психолого-педагогическая диагностика, методики воспитания и обучения дошкольников с проблемами в развитии позволяет сформировать представление о содержании работы по абилитации, адаптации и реабилитации в различных институциональных условиях.

Курс строится на межпредметной основе, базируясь на имеющиеся знания о характере влияния первичных дефектов на социальный статус ребенка, его поведенческие и личностные особенности.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-10.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • возрастные закономерности, характеризующие развитие эмоционально-волевой сферы, личности, межличностных отношений в период дошкольного возраста;
  • общие и специфические особенности социально-коммуникативного развития при различных видах дизонтогенеза;
  • содержание, методы и приемы изучения особенностей социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте;
  • технологии социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

уметь:

  • проводить изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • анализировать полученные в ходе психолого-педагогического изучения данные о состоянии социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ с целью определения содержания, методов и приемов коррекционно – педагогического воздействия;
  • осуществлять социально-коммуникативное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

владеть навыками:

  • в области психолого-педагогической диагностики особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ;
  • в области коррекционно-педагогической работы, направленной на социально-коммуникативное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). 

5.Семестр: 4 

6.Основные разделы дисциплины:

  • Эмоционально-волевое развитие и становление личности в дошкольном возрасте.
  • Психолого-педагогическое изучение эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников.
  • Особенности формирования социально-личностных качеств и поведения при отклонениях в психофизическом развитии.
  • Сущность и значение социальной адаптации и реабилитации дошкольников с отклонениями в развитии.
  • Роль взрослых в процессе социализации детей с отклонениями в развитии.
  • Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию.
  • Методы и средства социального развития дошкольников.
  • Деятельность как основное условие социального развития.
  • Организация работы по социальному воспитанию дошкольников

7. Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):

Кроткова Алевтина Владимировна, профессор, кандидат педагогических наук, доцент